ok
ml
fb
fb
Телефондар – 8 (7142) 26 – 63 – 06 (қабылдау бөлмесі), 8 (7142) 26 – 62 – 74 (тіркеу бөлімі)
Мекенжай: Қостанай қаласы, Быковский көшесі, 4а. Электрондық пошта мекенжайы: ock1@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ КРОВИ

Т.П. Афанасьева – главная медицинская сестра высшей категории

КГП «Областной центр крови» г. Костанай

Современные аспекты медицинской этики и деонтологии рассматриваются как высокоэффективный труд медицинского коллектива. Принимая во внимание постоянно расширяющуюся и улучшающуюся техническую оснащенность медицинских учреждений, нельзя забывать о том, что, пациенты, не взирая на пол, возраст, состояние, социальное положение "имеют право на то, чтобы медицинский работник видел в них личность, заслуживающую уважения, внимания и сострадания". Самая фундаментальная проблема современной медицинской этики состоит в том, что охрана здоровья должна быть правом человека, а не привилегией для ограниченного круга лиц, которые в состоянии себе ее позволить. В осуществление этого изменения внесли вклад две революции: биологическая и социальная. Благодаря социальной революции, охрана здоровья стала правом каждого человека.

По отношению к медицинским работникам этические ценности могут включать: учет их индивидуальных особенностей, гарантию прав, справедливую оплату, социальные гарантии, учет сфер персональной ответственности и т.д. Совокупность этих ценностей, норм и идей, которые формируют стиль поведения сотрудника, и есть – культура предприятия.

Более 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально – этические принципы, правила, рекомендации, сопровождающие многовековое существование мировой медицины. Существует 4 формы или модели морально – этического принципа:

1) Модель Гиппократа ("не навреди")".

Принципы врачевания, заложенные "отцом медицины" Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков медицинской этики как таковой. В своей знаменитой "Клятве", Гиппократ сформулировал обязанности медицинского работника перед пациентом. Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, "Клятва" не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов.

2)Модель Парацельса ("делай добро").

Другая модель медицинской этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда медицинский работник завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм – эмоциональный и духовный контакт с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

3) Деонтологическая модель (принцип "соблюдения долга").

В основе данной модели лежит принцип "соблюдения долга" (deontos по-гречески означает "должное"). Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей медицинского работника для обязательного исполнения. Для каждой специальности существует свой "кодекс чести", несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями.

4) Биоэтика (принцип "уважения прав и достоинства человека").

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности и пациента (право выбора, право на информацию и др.).

Моральная ответственность медицинскогоработника подразумевает соблюдение всех принципов медицинской этики.

К моральным чертам личности медицинского работника относятся: чуткость, выдержанность, терпение, вежливость, приветливость, честность, доброжелательность, нежность, ласковость, сострадание и чувство собственного достоинства.

Этетические черты: скромность, простота, опрятность, умение создать праздничную обстановку в лечебном учреждении.

Интеллектуальные черты: профессиональная эрудиция, наблюдательность, способность к логическому осмысливанию диагностических и лечебных манипуляций.

Если медицинская этика не несет в себе специфики отдельной врачебной специальности, то медицинская деонтология имеет прикладной характер, обусловленный той или иной медицинской профессией. Медицинская деонтология это совокупность этических норм при выполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с пациентами. Таким образом, деонтология - составная часть медицинской этики, и если этика - методологическое, то деонтология - методическое понятие.

Взаимоотношения между врачами и другими медицинскими работниками являются важной частью медицинской деонтологии. От того, насколько правильно и тактично строятся эти взаимоотношения, какой психологический климат в лечебном учреждении, зависит и качество его работы. Основой для правильных взаимоотношений в медицинском коллективе являются взаимоуважение, взаимодоверие, готовность помочь друг другу, а, в конечном счете, больному.

В создании оптимальной обстановки в медицинской организации, высокой служебной и профессиональной дисциплины врачу помогают медицинские сестры. Высокая культура и опрятность, тактичность и внимательность, самообладание и бескорыстие, человечность – основные качества, необходимые медсестре. Медсестра должна хорошо владеть искусством слова в общении с больными и их родственниками, проявлять чувство меры и такта, прикладывать максимум усилий для обстановки доверия между больным и врачом. Отношения между врачами, сестрами и младшими медицинскими работниками должны быть безупречными и основываться на абсолютном взаимном доверии. При этом работа медицинского персонала должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация.

Этика и деонтология в трансфузиологии по своей сути такие же, как в других медицинских учреждениях. Только вместо пациентов мы рассматриваем донора. Важной особенностью является, то, что в медицинских учреждениях пациенты нуждаются в помощи, а в центрах крови доноры – практически здоровые люди, которые дают свою кровь в «дар». Медицинские работники должны уметь предоставить информацию пациенту, близким и родственникам пациента о рисках гемотрансфузии, о необходимости переливания крови и ее компонентов или о важности стать донором крови. С момента своего основания Служба крови в своей деятельности руководствуется правилом: «Максимум пользы пациенту – никакого вреда донору». Эти слова отражают в высшей степени гуманный характер деятельности Службы крови. Своей работой её сотрудники не только помогают спасать жизни больных, но и способствуют пробуждению лучших качеств в здоровых людях, привлекая их к такому общественно важному делу, как донорство. Решение стать донором далеко не каждому человеку дается легко. Даже придя в Центр крови, многие люди испытывают колебание, страхи, сомнения в правильности своего решения. В такой ситуации любое проявление равнодушного или, тем более, негативного отношения со стороны персонала способно раз и навсегда отвратить потенциального донора от желания сдавать кровь. Необходимо помнить, что донор является коллегой сотрудника Центра крови, так как вместе с ним принимает участие в спасении людей. Сотрудникам Центра крови надлежит проявить максимум внимания, терпения и такта по отношению к любому посетителю, сделать все возможное, чтобы укрепить его в принятом решении стать донором, обеспечить донору максимальный комфорт при проведении процедур.В процессе общения значение имеют не только слова, которыми люди обмениваются друг с другом, но и множество различных средств невербальной коммуникации: интонации, жесты, обстановка, запахи и т.д. Даже самые правильные слова не помогут установить контакт с человеком, если произнесены в не подходящей обстановке или недружественным тоном. Общаясь с донорами, сотруднику Центра крови следует тщательно контролировать средства невербальной коммуникации.

Большое значение имеет обстановка помещения и внешний вид сотрудников. Помещение должно выглядеть так, чтобы посетителю было приятно прийти сюда еще раз. Необходимо обеспечить максимальный комфорт посетителям и донорам в процессе пребывания в Центре крови.

В процессе повседневного общения с донорами могут возникнуть различные ситуации, в которых необходимо правильно выстроить отношения с каждым донором. Сотруднику Службы крови нужно помнить, что главная цель общения с донором состоит в следующем:

- помочь донору безопасно и комфортно пройти процесс донации;

- укрепить донора в его намерении сдавать кровь;

- выразить чувство уважения и благодарности каждому человеку, который дарит свою кровь ради спасения других людей.

Таким образом, медицинская этика требует постоянной работы над собой не только в сугубо профессиональном, но и в моральном плане. Медицинские работники должны уметь владеть собой, сдерживать негативные эмоции. Сохранение благородных этических традиций медицины является одной из главных задач медицинской деонтологии.

Достық сайттар

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

 

Управление здравоохранения КО

 

astana rgp ru

Достық сайттар

blood1

 knf

Жұмыс уақыты

time8.00-13.00 -
Донорларды қабылдау (Дс-Жм)

8.00-17.30 -
Ақылы қызметтер(Дс-Жм)


ҚР Қостанай қаласы, Быковский көшесі, 4 «А»

Қабылдау бөлмесі: 26-63-06

Донорларды жинақтау бөлімі: 8-7142-26-62-74

Біз ұсынамыз

 kmtlc

 kmtlc

 

fms ru