Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 477

ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ КРОВИ

Т.П. Афанасьева – главная медицинская сестра высшей категории

КГП «Областной центр крови» г. Костанай

Современные аспекты медицинской этики и деонтологии рассматриваются как высокоэффективный труд медицинского коллектива. Принимая во внимание постоянно расширяющуюся и улучшающуюся техническую оснащенность медицинских учреждений, нельзя забывать о том, что, пациенты, не взирая на пол, возраст, состояние, социальное положение "имеют право на то, чтобы медицинский работник видел в них личность, заслуживающую уважения, внимания и сострадания". Самая фундаментальная проблема современной медицинской этики состоит в том, что охрана здоровья должна быть правом человека, а не привилегией для ограниченного круга лиц, которые в состоянии себе ее позволить. В осуществление этого изменения внесли вклад две революции: биологическая и социальная. Благодаря социальной революции, охрана здоровья стала правом каждого человека.

По отношению к медицинским работникам этические ценности могут включать: учет их индивидуальных особенностей, гарантию прав, справедливую оплату, социальные гарантии, учет сфер персональной ответственности и т.д. Совокупность этих ценностей, норм и идей, которые формируют стиль поведения сотрудника, и есть – культура предприятия.

Более 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально – этические принципы, правила, рекомендации, сопровождающие многовековое существование мировой медицины. Существует 4 формы или модели морально – этического принципа:

1) Модель Гиппократа ("не навреди")".

Принципы врачевания, заложенные "отцом медицины" Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков медицинской этики как таковой. В своей знаменитой "Клятве", Гиппократ сформулировал обязанности медицинского работника перед пациентом. Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, "Клятва" не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов.

2)Модель Парацельса ("делай добро").

Другая модель медицинской этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда медицинский работник завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм – эмоциональный и духовный контакт с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

3) Деонтологическая модель (принцип "соблюдения долга").

В основе данной модели лежит принцип "соблюдения долга" (deontos по-гречески означает "должное"). Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей медицинского работника для обязательного исполнения. Для каждой специальности существует свой "кодекс чести", несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями.

4) Биоэтика (принцип "уважения прав и достоинства человека").

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности и пациента (право выбора, право на информацию и др.).

Моральная ответственность медицинскогоработника подразумевает соблюдение всех принципов медицинской этики.

К моральным чертам личности медицинского работника относятся: чуткость, выдержанность, терпение, вежливость, приветливость, честность, доброжелательность, нежность, ласковость, сострадание и чувство собственного достоинства.

Этетические черты: скромность, простота, опрятность, умение создать праздничную обстановку в лечебном учреждении.

Интеллектуальные черты: профессиональная эрудиция, наблюдательность, способность к логическому осмысливанию диагностических и лечебных манипуляций.

Если медицинская этика не несет в себе специфики отдельной врачебной специальности, то медицинская деонтология имеет прикладной характер, обусловленный той или иной медицинской профессией. Медицинская деонтология это совокупность этических норм при выполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с пациентами. Таким образом, деонтология - составная часть медицинской этики, и если этика - методологическое, то деонтология - методическое понятие.

Взаимоотношения между врачами и другими медицинскими работниками являются важной частью медицинской деонтологии. От того, насколько правильно и тактично строятся эти взаимоотношения, какой психологический климат в лечебном учреждении, зависит и качество его работы. Основой для правильных взаимоотношений в медицинском коллективе являются взаимоуважение, взаимодоверие, готовность помочь друг другу, а, в конечном счете, больному.

В создании оптимальной обстановки в медицинской организации, высокой служебной и профессиональной дисциплины врачу помогают медицинские сестры. Высокая культура и опрятность, тактичность и внимательность, самообладание и бескорыстие, человечность – основные качества, необходимые медсестре. Медсестра должна хорошо владеть искусством слова в общении с больными и их родственниками, проявлять чувство меры и такта, прикладывать максимум усилий для обстановки доверия между больным и врачом. Отношения между врачами, сестрами и младшими медицинскими работниками должны быть безупречными и основываться на абсолютном взаимном доверии. При этом работа медицинского персонала должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация.

Этика и деонтология в трансфузиологии по своей сути такие же, как в других медицинских учреждениях. Только вместо пациентов мы рассматриваем донора. Важной особенностью является, то, что в медицинских учреждениях пациенты нуждаются в помощи, а в центрах крови доноры – практически здоровые люди, которые дают свою кровь в «дар». Медицинские работники должны уметь предоставить информацию пациенту, близким и родственникам пациента о рисках гемотрансфузии, о необходимости переливания крови и ее компонентов или о важности стать донором крови. С момента своего основания Служба крови в своей деятельности руководствуется правилом: «Максимум пользы пациенту – никакого вреда донору». Эти слова отражают в высшей степени гуманный характер деятельности Службы крови. Своей работой её сотрудники не только помогают спасать жизни больных, но и способствуют пробуждению лучших качеств в здоровых людях, привлекая их к такому общественно важному делу, как донорство. Решение стать донором далеко не каждому человеку дается легко. Даже придя в Центр крови, многие люди испытывают колебание, страхи, сомнения в правильности своего решения. В такой ситуации любое проявление равнодушного или, тем более, негативного отношения со стороны персонала способно раз и навсегда отвратить потенциального донора от желания сдавать кровь. Необходимо помнить, что донор является коллегой сотрудника Центра крови, так как вместе с ним принимает участие в спасении людей. Сотрудникам Центра крови надлежит проявить максимум внимания, терпения и такта по отношению к любому посетителю, сделать все возможное, чтобы укрепить его в принятом решении стать донором, обеспечить донору максимальный комфорт при проведении процедур.В процессе общения значение имеют не только слова, которыми люди обмениваются друг с другом, но и множество различных средств невербальной коммуникации: интонации, жесты, обстановка, запахи и т.д. Даже самые правильные слова не помогут установить контакт с человеком, если произнесены в не подходящей обстановке или недружественным тоном. Общаясь с донорами, сотруднику Центра крови следует тщательно контролировать средства невербальной коммуникации.

Большое значение имеет обстановка помещения и внешний вид сотрудников. Помещение должно выглядеть так, чтобы посетителю было приятно прийти сюда еще раз. Необходимо обеспечить максимальный комфорт посетителям и донорам в процессе пребывания в Центре крови.

В процессе повседневного общения с донорами могут возникнуть различные ситуации, в которых необходимо правильно выстроить отношения с каждым донором. Сотруднику Службы крови нужно помнить, что главная цель общения с донором состоит в следующем:

- помочь донору безопасно и комфортно пройти процесс донации;

- укрепить донора в его намерении сдавать кровь;

- выразить чувство уважения и благодарности каждому человеку, который дарит свою кровь ради спасения других людей.

Таким образом, медицинская этика требует постоянной работы над собой не только в сугубо профессиональном, но и в моральном плане. Медицинские работники должны уметь владеть собой, сдерживать негативные эмоции. Сохранение благородных этических традиций медицины является одной из главных задач медицинской деонтологии.

Часы работы

time8.00-13.00 -
Сдача крови(Пн-Пт)

8.00-18.00 -
Платные услуги(Пн-Пт)

8.00-15.00 -
Платные услуги(Суб)

РК г. Костанай, Быковского, 4 «А»
Приемная: 26-63-06
Отделение комплектования доноров: 8-7142-26-62-74

Дружественные сайты

blood1

 knf

 kmtlc

 kmtlc

Мы помогаем

Костанайское городское добровольное общество инвалидов

ymit logo
Общественное Объединение «Yмiт-Надежда»